Мансур Ташматов: "Равнение на лучшее!"
Народный артист Узбекистана, лауреат международных конкурсов, любимец публики Мансур Ганиевич Ташматов не нуждается в специальном представлении. Тысячи поклонников по всему миру, множество почетных титулов и наград… Для многих певцов он стал наставником и образцом для подражания. В самом деле, на таких людей, как Мансур Ганиевич, стоит «держать равнение» как в профессии, так и в общечеловеческом смысле.
Сегодня мэтр эстрады в гостях у журнала «Гармония».
- В музыке я с самого детства, - рассказывает Мансур Ганиевич. - Дело в том, что родился я в семье народного артиста Узбекистана композитора Ганиджана Ташматова, создателя и руководителя ансамблей народной и традиционной музыки. Отец полагал, что я пойду в народное творчество. Но из семи детей я один стал певцом.
В доме всегда звучала музыка. В гостях у нас часто бывали Мукаррам Тургунбаева, Тамара Ханум и многие известные артисты. Еще будучи школьником, я испытывал большую любовь к творчеству Батыра Закирова. Разумеется, это сыграло роль в выборе профессии.
А еще - «The Beatles». Я искренне полюбил музыку «битлов», наверное, с этого и началась моя тяга к «легкой» музыке.
Я поступил в театральный институт на отделение «актер музыкальной драмы», начал совмещать учебу с профессиональной работой в Узгосэстраде - была такая организация в те времена. Я стал работать в ансамбле «Синтез», позже - «Наво». Будучи солистом «Наво», выступал в Москве и тогда получил грандиозные предложения на конкурсы - всесоюзный телеконкурс «С песней по жизни» и «Золотой Орфей». Все обрушилось на мою голову одновременно… Такой был старт. Это был 77-й год. Ну а дальше все уже знают…
- Вы признанный мэтр музыки. Скажите, сильно ли отличается современная эстрада от той, прежней?
- Лицо эстрады изменилось кардинально. Раньше было строгое разграничение на профессионалов и самодеятельность, то есть тех, кто не имел специального образования и профессиональных навыков. Сейчас, к сожалению, эта грань стерлась. В искусстве появилась стихийность, и это к худшему. Без фундамента звезды гаснут. Из самодеятельных коллективов тоже вышло немало известных артистов, но все они в нужное время получили профессиональное образование. Специальная подготовка необходима. Образованный человек знает, что ему нужно и к чему стремиться. Ну записал один альбом, потом еще один, а дальше? Нельзя заниматься искусством исключительно ради заработка, тогда рано или поздно творческий потенциал иссякнет. Стабильности добивается тот артист, кто не расталкивает конкурентов, а спрашивает себя - для чего я занимаюсь творчеством и что завтра буду делать?
- Как вам кажется, грамотнее называть популярную музыку попсой или эстрадой?
- Я всегда был против этого термина, хотя сам являюсь представителем так называемого «эстрадного жанра». Для меня «эстрада» - это в первую очередь место действия чего-то развлекательного. Помните, были в парках такие «ракушки»? А «попса» - слово сленговое, это просто сокращение от слов «популярная музыка». Но в первую очередь это творчество вне терминов, обращенное к зрителю. Артист, как бы он ни назывался, воздействует на публику, на ее эмоции…
- А публика на исполнителя?
- Диалог с публикой не всегда проходит в справедливом ключе. Даже в одном городе, например, в моем любимом Ташкенте, публика на разных концертах разная. Я работаю в разных амплуа и имею возможность сравнить. Например, на джазовом концерте зрители ни в какое сравнение не идут с той публикой, что приходит на концерты сборные. Любители джаза знают и понимают музыку и музыкантов, а на концерт популярной музыки люди часто приходят как в ресторан - отдохнуть и развлечься. Публика может помогать исполнителю, а может, как вампир, забирать энергию.
- Наверное, поэтому многие певцы пользуются фонограммами, облегчают свою задачу?
- К сожалению, это стало обычным явлением. Было время, когда я появлялся на концертах в Москве с «минусовкой» - фонограммой без голоса, под которую поешь вживую, - и на меня смотрели как на белую ворону. Я против этого. Исполнением под фонограмму певец обманывает в первую очередь сам себя.
- Какую музыку вы любите?
- Я люблю soul и ностальгическую эстраду. Очень люблю классику, оперу - я меломан и поклонник Джакомо Пуччини. Люблю французских композиторов - Сен-Санса, Дебюсси. В поп-музыке для меня во главе жанра Quinsy Jones. В основном я тяготею к классике, но всегда за талантливое новаторство!
- А кумиры?
- Мне повезло и их много. Так получилось, что я научился правильно выбирать ориентиры. Кумиры - Frank Sinatra, Stewie Wonder, Earth, Wind & Fire, The Beatles… Всегда много слушаю других исполнителей и сравниваю собственное творчество, ведь равняться надо на лучшее. Это дает профессионализм. Я сейчас уже настолько опытен, что сразу могу прогнозировать будущее молодого исполнителя. Наверное, поэтому так часто меня приглашают в жюри конкурсов.
- В этом году вы являетесь председателем жюри конкурса «Одаренные дети». Поделитесь впечатлениями!
- Начиная с 1998 года я постоянный член жюри разных конкурсов в Узбекистане, в Москве, Болгарии, Молдове... Детскими конкурсами занимаюсь года 3-4. Это отдельный формат, вроде и легко, и сложно. В детских конкурсах есть свои нюансы и трудности. Когда принимаешь участие сам или представляешь на конкурс ученика, то волнуешься за одного, а здесь - переживаешь за всех. На всех смотрю сквозь призму международного конкурса, как бы участники представили нашу страну на зарубежной сцене. Здесь нет чужих, все «наши».
Дети - это святое. Когда предстоит новый тур конкурса, отменяю все планы и работаю здесь. Бесплатно.
Прежде всего это конкурс тех, кто готовит исполнителей. Дети есть дети. Им трудно совладать с эмоциями. Кто-то может сказать: «Нужна снисходительность». Но необходимо быть справедливым. Невозможно всем ставить одинаковые оценки, хотя порой хочется всем поставить «10», а потом разбираться, кому десять с плюсом, а кому десять с минусом. Конечно, уровень разный, хотя определить нелегко. Но в искусстве нельзя быть средним. В любом случае, это конкурс учителей, наставников.
Самое приятное - в отличие от других, конкурс «Одаренные дети» не стихиен, а продолжается полгода. Время идет, дети развиваются. Независимо от оценок они формируются и растут, крепнет их дух, появляется сценический кураж, развивается мировоззрение, фантазия. Каждый тур - это и урок, и экзамен. Конкурс дает большую пользу. Вижу, что из тура в тур участники идут по правильному пути. Уверен, среди них есть будущие звезды.
- Что поможет им достигнуть вершин?
- Трудолюбие. Как сказал Станиславский - 1% процент таланта и 99 % труда. Причем в любой сфере это справедливо.
- Ваше жизненное кредо?
- Всю жизнь у меня была четкая позиция - я анализирую. А кредо?.. Пожалуй, его можно выразить словами «не опускать планку, не останавливаться». Но всегда необходимо помнить, что в погоне за славой и деньгами можно растерять самого себя. Я стараюсь придерживаться этих принципов и всегда быть в курсе всего нового в жизни.
Простой рецепт успеха или секрет творческого долголетия?.. В любом случае, все гениальное просто…